Зачем стартапам акселератор?
Сбер запускает уже четвертый набор своего акселератора Sber500. Чему там учат? Каковы преимущества программы Sber500? Обо всем этом основатель телеграм-канала The Edinorog Дмитрий Филонов беседует с Натальей Магидей, руководителем стартап-экосистемы Сбера, и выпускником акселератора Sber500 Алексеем Бирюковым, фаундером сервиса Andata для автоматизации цифрового маркетинга, который в этом году привлек инвестиции для выхода на рынок США.
Наталья, чем четвертый набор Sber500 будет отличаться от предыдущих?
Н. М.: Будет много сюрпризов. Кредо наших акселераторов – инкрементальное улучшение, и мы придерживаемся его от волны к волне. Например, в предыдущей третьей волне мы добавили обучение по программе 500 Startups для 500 стартапов в рамках двухнедельного онлайн-буткемпа. Это был рекорд на российском рынке по единовременному обучению стартапов. В четвертой волне онлайн-буткемп остается.
Дальше — акселерационная программа. Первая часть будет посвящена growth-хакингу, то есть поиску индивидуальных инструментов, которые могут существенно повысить продажи, выручку, в общем, дать буст вашему стартапу. Раньше эту программу могли пройти 25 стартапов. Сейчас мы увеличиваем охват в два раза — до 50 стартапов. А во второй части акселератора с 25 стартапами будет вестись кастомизированная работа с менторами, после которой финалистов пригласят на демо-день. Еще мы увеличиваем страновое покрытие. Помимо России работаем также с Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Великобританией, Германией, Латвией, Литвой, Эстонией, Израилем. Также в начале года у нас будет бомбический сюрприз как для участников четвертой волны акселератора, так и для всех выпускников. Мы работаем над этим подарком вместе с 500 Global.
Без пинков
Если вернуться к базовой вещи — зачем нужен акселератор? Алексей, ты создал компанию без акселератора. Что изменилось со Sber500?
А. Б.: Я действительно делал сервис и до акселератора. Решение пойти в него было спонтанным, я просто увидел объявление о приеме заявок в Sber500. Мы начали изучать, что такое Sber500, нашли чат первого батча (потока — прим. ред), почитали в интернете отзывы, и решение было принято. Презентацию перевели с помощью Google-переводчика, причесали и отправили. Через два месяца узнали, что прошли отбор и нас ждут на установочной сессии. Я тогда жил и работал в Краснодаре, и у меня только что родился сын, а обучение очное, поэтому пришлось на время переехать в Москву.
Каковы были ожидания? Придем в акселератор — и сразу бизнес вырастет в десять раз?
А. Б.: Мы хотели получить что-то полезное, с кем-то познакомиться. А когда приехали, оказалось, что нас ждет 10 недель интенсива, каждую неделю по пять новых менторов прилетают из Кремниевой долины и со всего мира.
Н. М.: Помимо менторов есть еще трекеры. Если менторы меняются каждую неделю, то трекеры закреплены за командой на весь период акселерации. Их задача — вместе с командой ставить цели и следить за прогрессом.
То есть это те, кто тебя постоянно пинает в течение десяти недель: «Ребята, давайте»?
Н. М.: В России принято, что трекер — человек, который именно пинает. У нас прессинг и «подпинывания» минимальны. Все трекеры из 500 Startups. Там совсем другая культура: если тебе как фаундеру это не надо, зачем я буду тебя «подпинывать»? Работа больше идет с внутренними установками.
А. Б.: Кстати, целеполагание у трекеров, по крайней мере в нашем батче, было достаточно четкое и жесткое. В начале недели вы с трекером смотрите менторов на неделю: их профайлы, достижения. И трекер выясняет, что из этого тебе близко, рекомендует, к кому непременно надо попасть на часовую беседу (конечно, лучше со всеми пообщаться — это то, чего ты нигде не найдешь, доступ к экспертизе совсем другого уровня).
Дальний заброс
Можешь привести пример, что ты вынес из такого общения?
А. Б.: Очень многое я стал использовать только полтора года спустя. То есть это был такой дальний заброс. Были практические советы, например, как тестировать продукт и валидировать его, как строить дизайн интерфейсов. У нас дашборды рисовал дизайнер, а трекер нам сказал, что нужно найти именно дата-дизайнера, который хорошо знает продукт, умеет работать с цифрами и дизайнерить, скорее всего, искать его нужно не в России. Такой специалист поможет делать под конкретного клиента визуализацию продукта: ему не надо объяснять, какую ценность имеет тот или иной показатель для клиента, почему на него нужно сделать фокус.
Или, например, трекер спросил, ради чего мы делаем цифровой паспорт. «Строим на нем аналитику». «Людям нужна не аналитика, нужны только инсайты, выводы из нее». Так в нашем продукте возникла часть с рекомендациями, и именно она сейчас больше всего востребована клиентами. Видение зарождающихся трендов возможно найти только с качественными мировыми трекерами и менторами, и оно сразу гарантирует тебе перспективу на глобальном рынке.
Sber500 на старте денег не дает. Почему бы не выбрать другой акселератор, где тебе еще и деньги на развитие дадут?
Н. М.: Леша рассказал про экспертизу менторов и трекеров, которая в Россию пока не дошла. Мало кто знает, что американский акселератор 500 Startups, или теперь 500 Global, называется так не потому, что у них 500 стартапов в портфеле (их более 2000), а потому, что они работают с более чем 500 менторами. И у каждого в профайле есть по несколько удачных и неудачных стартапов, успешных экзитов или работа в крупной мировой технологической компании. Пока что только в Sber500 можно получить знания и опыт со всего мира, аккумулированные в головах трекеров. В Россию, может быть, они придут через несколько лет.
Участие Сбера тоже немаловажно. Это экспертиза на российском рынке — как наша, так и партнеров. С нами сотрудничают несколько десятков крупнейших российских и международных корпораций, в экосистеме самого Сбера сейчас уже больше 60 компаний. То есть, придя в акселератор, ты получаешь сразу окно на глобальный рынок и открытые двери на российский.
Степень готовности
Зарубежный рынок априори больше, чем российский. Почему бы не пойти сразу в Y Combinator, 500Global, Techstars или Chinaccelerator?
А. Б.: Да, если ты пилишь продукт в России, то сколько бы ты ни поднял денег здесь, это кратно меньше, чем ты поднимешь там. Но начиная там, ты имеешь кратно меньше шансов. У тебя меньше экспертизы, меньше опыта, меньше знаний, другая идеология, языковой барьер, банально нет денег. И нет возможности даже протестировать свою гипотезу. Поэтому позиция грамотных менторов звучит так: сначала ты должен закрепиться на локальном рынке.
Подушка безопасности?
А. Б.: Только не денежная, а экспертная — опыт в развитии продукта, который ты потом трансформируешь для другого рынка. Мы пришли в акселератор, допилили продукт, получили чек от Сбера, договорились о пилоте. И спустя год объем данных вырос в сто миллионов раз. Все, что могло сломаться, сломалось. Мы все переделали много раз. Так что первый опыт реальной работы с заказчиком, конечно, нужен. Ты должен быть уверен в продукте. Стартапы умирают не только от отсутствия денег, но и от невозможности пробить все барьеры сразу.
Н. М.: Стартапы часто приходят с несколько завышенной самооценкой. И во время акселератора многих ждет разочарование. Особенно когда они начинают работать с реальными клиентами. Потому что зачастую у клиентов просто нет такой боли, которую решает стартап. Или она не столь значительная, чтобы покупать что-то для ее решения. И часто во время акселераторов трекеры и менторы просто сужают фокус стартапа.
Но для этого ты должен уметь слушать других.
Н. М.: Абсолютно. Не все готовы это делать. Но и мы, и инвесторы обращаем на это внимание. Акселератор ведь инструмент не только буста для стартапа, но и для нас это возможность присмотреться к стартапу.
А Sber500 может помочь своим выпускникам на других рынках?
Н. М.: Наше партнерство с 500 Global уже позволяет это делать.
Венчурный фонд FortRoss, где Сбер в числе акционеров, работает на зарубежных рынках. Помогает ли он выпускникам?
Н. М.: FortRoss работает по модели «умные деньги». Если он становится инвестором какого-то стартапа, то берет на себя на других рынках функцию агента, который может представить стартап, открыть ему какие-то двери, познакомить с правильными фондами или корпорациями. Я надеюсь, выпускники оценят эту модель по достоинству.
Для некоторых выпускников сам Сбер становится заказчиком. Как работает ваша выделенная интеграционная команда?
Н. М.: Задача интеграционной команды — приземлить стартап максимально полно в экосистему Сбера. Понимая, что за стартап перед тобой, и зная, какие потребности есть у бизнес-юнитов Сбера, она просто берет тебя за ручку и ведет знакомиться. Среди выпускников есть те, у кого под десяток контрактов внутри Сбера.
А каковы требования к стартапу, желающему попасть в Sber500?
Н. М.: Sber500 работает со стартапами, имеющими как минимум MVP, это такая версия продукта, с которой уже можно работать. Мы смотрим, чтобы в команде было как минимум два фаундера. Потому что пока ты в акселераторе, нужно успевать и бизнес вести, и обучаться.
Технологическая составляющая продукта тоже важна. Еще мы смотрим на опыт команды. На то, насколько объективно основатели оценивают себя. В заявке есть графа про конкурентов, очень коварная (в 80% случаев пишут, что конкурентов нет). Также мы смотрим на то, какие инвесторы участвуют в стартапе и насколько большую долю стартап уже отдал. Если более 70% владеют фонды, бизнес-ангелы, какие-то корпорации, скорее всего, процесс принятия решений, и операционных, и стратегических, будет затруднен. Это не первостепенный критерий, но мы на него тоже посматриваем.
Про конкурентов уже упоминалось, а какие ошибки в самом акселераторе совершаются? Многие вылетают?
Н. М.: За три волны была пара случаев. На первой волне, например, всю программу от стартапа трудился один сотрудник, обучался, репетировал выступление на демо-дне — это вершина айсберга, твоя визитная карточка. А накануне демо-дня приходит другой сооснователь и говорит: «Я буду выступать, потому что я в стартапе главный». Мы его первый раз видели, а с другим две недели готовились. В итоге просто не пустили стартап на демо-день.
Ну, выступил бы он плохо, не привлек инвестиции. Акселератор ведь не пострадал бы?
Н. М.: Это наша репутация. На первый поток Sber500 мы получили около 600 заявок, на второй — 800, на третий — 1800. Инвесторы и корпорации относятся к нашему акселератору как к инструменту, который проделывает всю грязную работу: отсеивает, обучает, тестирует и выводит в финал тех, за кого железобетонно можно поручиться. Если мы здесь дадим слабину, к нам уже не будет такого доверия.
Стартап-экосистема
Есть преемственность между разными волнами Sber500?
Н. М.: На встречу с новым потоком всегда приходят выпускники предыдущего и делятся своими впечатлениями и опытом, формируют ожидания. Есть стартап-комьюнити. В закрытом — выпускники наших акселераторов и стартапы, которые нам интересны и которым мы интересны. В открытое может вступить любой желающий. В ТГ-канале СберСтартап каждый день появляются какие-то полезные посты, инсайты, контакты, оповещения об интересных мероприятиях. Комьюнити множат синергию кратно.
А. Б.: Нетворк — очень важная часть акселератора, кроме самого образования. Например, в середине программы приходят 10 или 20 фондов. Ты питчишь им то, что уже успел сделать. И тебе дают обратную связь. У нас было несколько встреч с потенциальными клиентами, где собирали представителей крупнейших корпораций из разных департаментов: маркетинг, ИТ и т. д. Вот этот нетворк в Sber500 самый мощный в России. И тут уже от тебя зависит, что ты взял и что ты вынес из возможностей.
Н. М.: У нас один выпускник так и сформулировал: «Акселератор — как шведский стол. На столе много всего. Но только вы подходите сами и сами выбираете, что взять». Так это и работает. У нас есть образовательные мероприятия, когда, например, специалист из правового департамента Сбера рассказывает про защиту интеллектуальной собственности или спикер из Facebook о том, как правильно организовывать у них рекламу. Есть три обязательных мероприятия: встреча с потенциальными заказчиками из экосистемы Сбера; вечер, куда приглашаем внешние компании, готовые делать со стартапами пилоты, чтобы скорректировать их продукт; вечер инвесторов, когда мы приглашаем десятка два таких же лояльных инвесторов.
У Сбера несколько акселераторов. Означает ли это, что, попав в ваш акселератор для школьников, я по цепочке начинаю подниматься к Sber500?
Н. М.: Не означает. Для 8–11-х классов любой российской школы есть акселератор SberZ. Для студентов, научных сотрудников и аспирантов российских вузов есть акселератор SberStudent. Они, кстати, уже сейчас принимают заявки, и все школьники и студенты могут зарегистрироваться бесплатно. Как минимум пять молодежных стартапов-выпускников прошлого сезона обсуждают инвестиции.
Мы разобрались, что происходит в акселераторе. А вот как не потерять темп, когда ты его заканчиваешь?
А. Б.: А ничего не заканчивается. Ты попадаешь в комьюнити и остаешься в экосистеме Сбера, неважно, инвестировала она в тебя или нет.
То есть после демо-дня вы со стартапами не прощаетесь?
А. Б.: У нас было семь договоренностей на пилоты по итогам демо-дня. Некоторые из них мы запустили спустя полтора года. То есть работа для стартапа не заканчивается.
Н. М. С демо-дня все только начинается. Его смотрят много профессионально настроенных людей, после него будут заходы скаутов от корпораций, инвесторов. Плюс основная работа внутри Сбера: стартапы окончательно созрели, мы их уже можем водить по нашим подразделениям, знакомить и добиваться синергии. То же самое происходит с фондами.